Организационная культура – совокупность взглядов, ценностных ориентаций и норм поведения, какие разделяются членами организации. Она складывается из целей организации в отношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует себя вести в организации и т.п. Выделяют идеальную и материальную культуру. Каждый человек вносит свой вклад (больший или меньший, положительный или отрицательный) в формирование культуры. Он сохраняет культуру в своей памяти, сознании, передает другим людям. Система смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационной структуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Организационные ценности – это представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организации тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации.
Выделяют два различных типа организационных культур.
Культура реальных деклараций – демонстрация отношений формируют явные, однозначные и отчетливые представления о ценностях.
Культура фиктивных деклараций – культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в реальных отношениях.
Классификация организационных культур:
по силе (сильные слабые);
по динамичности (динамические, статические);
по активности (активные, пассивные);
по степени ориентированности (целенаправленные, ориентированные);
по доминированию ориентации на внешнее или внутреннее функционирование (экстравертные, интравертные);
по открытости (открытые, закрытые),
по характеру отношений с другими культурами (конформистские, конфронтационные: активные и пассивные);
по степени зависимости от действий отдельных лиц (субъективистские, объективистские);
по приоритетности интересов (индивидуалистические, коллективистские).
Организационная культура и результативность деятельности.
Выделяют четыре уровня результатов: результаты первого уровня (конечные), второго уровня (характеристики конечного продукта, созданного организацией), третьего уровня (характеристики эффективности процесса создания конечного продукта), четвертого уровня (характеристики рационального формирования и развития самой организации).
С точки зрения эффективности использования потенциала организации можно выделить:
культура бездеятельного использования (не обеспечивает полное использование ресурсов),
культура полного экстенсивного использования (ресурсы расходуются полностью, но только по тому кругу свойств, использование которых не требует высокой напряженности и интенсивности),
культура нерационального интенсивного использования,
культура рационального неинтенсивного использования (опора на научные знания),культура рационального интенсивного использования (умеренное компетентное лидерство, сочетание инициативы и ответственности).